(Лого- + греч. paideia воспитание, обучение)
отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.
Логопеди́ческая по́мощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение)вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.
Логопедическую помощь оказывают логопеды — специалисты, получившие высшее педагогическое (дефектологическое) образование по специальности «логопедия», которые работают в тесном контакте с врачами лечебно-профилактических учреждений (педиатрами, психиатрами, невропатологами, оториноларингологами, психотерапевтами и др.). Врачи выявляют лиц, страдающих нарушениями речи, осуществляют диспансерное наблюдение за ними (см. Диспансеризация), своевременно направляют к логопедам для оказания специализированной помощи.
Логопедическая помощь оказывается в учреждениях народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. В системе народного образования функционируют следующие специализированные логопедические учреждения: ясли-сады и детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические группы в обычных детских садах (см. Дошкольные учреждения), школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи. Развернута также сеть логопедических кабинетов во вспомогательных школах, санаторных школах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями, школах для детей с задержкой психического развития, школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, школах для детей с нарушением зрения и слуха (см. Школа-интернат), а также в общеобразовательных школах. В системе социального обеспечения Л.п. оказывают в домах ребенка (см. Дом ребенка (Дом ребёнка)), а также в специализированных интернатах.
Логопедическая помощь в системе здравоохранения осуществляется в учреждениях амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной сети. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в логопедических кабинетах городских поликлиник (преимущественно детских), а также в психоневрологических диспансерах (отделениях) (см. Детская поликлиника, Диспансер, Поликлиника). В соответствии с потребностью населения один логопедический кабинет рассчитан на 100 тыс. взрослых (20 тыс. детей и подростков). Основные функции кабинета: раннее выявление детей и подростков с расстройствами речи, консультативная работа в организованных детских коллективах, коррекционная работа, диспансерный учет, наблюдение и своевременное направление нуждающихся на стационарное и санаторное специализированное лечение. В крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются дневные стационары для оказания Л.п., сурдологические кабинеты (см. Оториноларингологическая помощь). Стационарная Л.п. оказывается в специализированных подразделениях психоневрологических больниц, а также в неврологических, нейрохирургических, оториноларингологических отделениях крупных многопрофильных больниц (см. Больница). Для оказания Л.п. на санаторном этапе развернута сеть детских специализированных санаториев, в летний период функционируют специализированные пионерские лагеря (см. Охрана материнства и детства, Рекреация). Всесоюзным организационно-методическим и научным центром патологии речи в системе МЗ СССР является отделение патологии речи Московского НИИ психиатрии.
Библиогр.: Изучение и коррекция речевых расстройств, под ред. Л.Г. Парамоновой, с. 124, Л., 1986; Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. и Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., 1989, библиогр.
Логопеди́ческая по́мощьвид специализированной помощи, оказываемой специалистом-педагогом (под контролем и при участии врача) в учреждениях здравоохранения и просвещения лицам (главным образом детям), имеющим расстройства речи, с целью исправления последних.
Психолог-логопед. Логопед-дефектолог. Занимается коррекцией заикания, общим развитием речи, коррекцией нарушений звукопроизношения, в т.ч. сложных. Участник научных конференций «Заикание глазами заикающихся и специалистов», «Педагогические инновации и технологии», III Международного конгресса по нейрореабилитации.
Логопед. Специализируется на восстановлении высших психических функций (в том числе речь) у больных, перенесших острые нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга. Занимается лечением таких заболеваний, как афазия, дизартрия, агнозия, апраксия, также проводит преодоление изменений нейродинамики.
Учитель-логопед высшей категории. Работает практикующим логопедом с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Имеет опыт работы с детьми, имеющими ЗРР, ЗПРР, ЗПМР, страдающими алалией, афазией, дизартрией, дислексией, дисграфией.
Врач-логопед. Занимается диагностикой, коррекцией, профилактикой речевых нарушений у дошкольников: развитие фонематического восприятия, звукобуквенный анализ, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и лексико-грамматических категорий. Коррекция звукопроизношения у детей и подростков.
Занимается диагностикой и лечением различных речевых нарушений, в числе которых заикание, картавость, гнусавость, шепелявость и др. Проводит коррекцию звукопроизошения и также занимается развитием связной речи у детей и взрослых.
Врач-психолог, кандидат психологических наук, логопед. Автор трех методик раннего развития ребенка. Проводит консультации: 1) семейные отношения (разводы, скандалы, измены, уход, домашнее насилие, возобновление отношений, созависимость), 2) утраты (потеря близких, болезни), 3) работа с детьми младшего возраста и подростками (повышенная агрессия, тревожность, уход из дома, неуправляемость, педагогическая запущенность), 4) ЗПР (задержка психоэмоционального развития), 5) психокоррекция, 6) ЗРР (задержка речевого развития), 7) коррекция речи, 8) реабилитация после инсульта, дтп, 9) работа с аутистами, ДЦП, синдром Дауна, 10) проводит тестирования (психология личности, мотивация, интеллект, способности, достижения, критерии, генетический интеллект, ригидность, тревожность, агрессия, исследование когнитивного стиля, восприятие ситуации, решение проблемы, запоминание). В совершенстве владеет методиками НЛП, Гештальт-терапии.
Занимается с детьми и взрослыми с различными, в том числе тяжелыми, нарушениями речи: дизартрией, логоневрозом, алалией, афазией, нарушениями чтения и письма, системными нарушениями речи различного генеза. Работает с детьми, начиная с возраста в несколько дней. Помогает формировать и нормализовать сосание, глотание, жевание, мышечный тонус артикуляционного аппарата, доречевые функции. Использует классические и авторские методические приемы и программы: зондовый и ручной логопедический массаж, техники постановки и развития речевого дыхания, логопедическую ритмику, приемы сенсорной интеграции и психологические методы. Результат комплексной работы: запуск, коррекция, развитие речи.
Проводит коррекцию звукопроизошения и также занимается развитием связной речи у детей и взрослых, диагностикой и лечением различных речевых нарушений, в числе которых заикание, картавость, гнусавость, шепелявость и др.
В полном объеме владеет методами диагностики, коррекции, реабилитации и профилактикой заболеваний голосового аппарата, владеет методами и приемами специального обучения и воспитания детей, коррекции речевых нарушений, звукопроизношения, проводит работу по раннему выявлению и преодолению речевых нарушений и др.
Логопед-афазиолог, нейродефектолог, нейропсихолог, нейрореабилитолог. Принимает взрослых, подростков и детей после сосудистых катастроф. Занимается восстановлением речи, устной и письменной (после инсульта, черепно-мозговых травм, опухолей головного мозга и других сосудистых катастроф), произношения, дефекта акта глотания, проводит массаж (ручной без зондов) — артикуляционный, мимический, при поражении 9 черепно-мозгового нерва. Плановые сертификаты на базе Ц.П.Р.и Н., всероссийские н.п.к., международные конгрессы по нейрореабилитации, печатные работы вошедшие в отчетные сборники, авторские методики. Независимо от округа метро в шаговой доступности.
Психолог, карьерный психолог, детский психолог, нейропсихолог. Проводит нейропсихологическое обследование пациентов (взрослых и детей), написание заключений, составление индивидуальных программ реабилитации, восстановительное обучение (индивидуальные занятия с детьми и взрослыми).
Логопед-дефектолог. Нейропсихолог, клинический психотерапевт. Занимается диагностикой и лечением различных речевых нарушений, в числе которых дислалия, дизграфия, афазия, аллалия, логоневроз, ринолалия и др. Проводит коррекцию звукопроизошения и также занимается развитием связной речи у детей и взрослых.