(Лого- + греч. paideia воспитание, обучение)
отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.
Логопеди́ческая по́мощь (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение)вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.
Логопедическую помощь оказывают логопеды — специалисты, получившие высшее педагогическое (дефектологическое) образование по специальности «логопедия», которые работают в тесном контакте с врачами лечебно-профилактических учреждений (педиатрами, психиатрами, невропатологами, оториноларингологами, психотерапевтами и др.). Врачи выявляют лиц, страдающих нарушениями речи, осуществляют диспансерное наблюдение за ними (см. Диспансеризация), своевременно направляют к логопедам для оказания специализированной помощи.
Логопедическая помощь оказывается в учреждениях народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. В системе народного образования функционируют следующие специализированные логопедические учреждения: ясли-сады и детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические группы в обычных детских садах (см. Дошкольные учреждения), школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи. Развернута также сеть логопедических кабинетов во вспомогательных школах, санаторных школах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями, школах для детей с задержкой психического развития, школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, школах для детей с нарушением зрения и слуха (см. Школа-интернат), а также в общеобразовательных школах. В системе социального обеспечения Л.п. оказывают в домах ребенка (см. Дом ребенка (Дом ребёнка)), а также в специализированных интернатах.
Логопедическая помощь в системе здравоохранения осуществляется в учреждениях амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной сети. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в логопедических кабинетах городских поликлиник (преимущественно детских), а также в психоневрологических диспансерах (отделениях) (см. Детская поликлиника, Диспансер, Поликлиника). В соответствии с потребностью населения один логопедический кабинет рассчитан на 100 тыс. взрослых (20 тыс. детей и подростков). Основные функции кабинета: раннее выявление детей и подростков с расстройствами речи, консультативная работа в организованных детских коллективах, коррекционная работа, диспансерный учет, наблюдение и своевременное направление нуждающихся на стационарное и санаторное специализированное лечение. В крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются дневные стационары для оказания Л.п., сурдологические кабинеты (см. Оториноларингологическая помощь). Стационарная Л.п. оказывается в специализированных подразделениях психоневрологических больниц, а также в неврологических, нейрохирургических, оториноларингологических отделениях крупных многопрофильных больниц (см. Больница). Для оказания Л.п. на санаторном этапе развернута сеть детских специализированных санаториев, в летний период функционируют специализированные пионерские лагеря (см. Охрана материнства и детства, Рекреация). Всесоюзным организационно-методическим и научным центром патологии речи в системе МЗ СССР является отделение патологии речи Московского НИИ психиатрии.
Библиогр.: Изучение и коррекция речевых расстройств, под ред. Л.Г. Парамоновой, с. 124, Л., 1986; Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. и Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., 1989, библиогр.
Логопеди́ческая по́мощьвид специализированной помощи, оказываемой специалистом-педагогом (под контролем и при участии врача) в учреждениях здравоохранения и просвещения лицам (главным образом детям), имеющим расстройства речи, с целью исправления последних.
Занимается диагностикой и лечением различных речевых нарушений, в числе которых заикание, картавость, гнусавость, шепелявость и др. Проводит коррекцию звукопроизошения и также занимается развитием связной речи у детей и взрослых. Эксперт в области дизартрии, эксперт в области нарушений письменной речи. Автор 11 научных статей, посвященных проблеме профессиональной подготовки специалистов сопровождения образования.
Занимается ЗРР, дислалией, дизартрией, ОНР, ФФНР, ФНР, дисграфией, дислексией.
Занимается коррекцией звукопроизношения, организацией и планированием коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми с нарушениями речи (в том числе тяжелыми). Автор научных трудов и публикаций в профильных изданиях.
Занимается диагностикой и лечением различных речевых нарушений, в числе которых заикание, картавость, гнусавость, шепелявость и др. Проводит коррекцию звукопроизошения и также занимается развитием связной речи у детей и взрослых.
Проводит логопедическое обследование для выявления нарушения речи, составляет индивидуальную программу восстановительного обучения, проводит индивидуальные логопедические занятия по восстановлению речи. Постоянно повышает свою квалификацию, принимает участие в Международных конгрессах.
Занимается коррекцией нарушений звукопроизношения — от постановки звука до полного ввода в речь, коррекцией фонетико — фонематического восприятия, коррекцией нарушения темпа, ритма, интонации речи, коррекцией речевых нарушений у взрослых, владением методиками работы при различных видах дизартрии, работой с тяжелыми нарушениями речи, логопедическим массажем (различные техники).
Логопед, дефектолог, сурдопедагог. Проводит диагностику и лечение функциональных нарушений речи, нарушений психоречевого развития, коррекцию эмоционально-волевого и речевого развития у детей с ментальными нарушениями, корреккционо-педагогическую работу с детьми с нарушением сенсорных функций. Соавтор и автор более 10 научных работ, посвящённых детскому аутизму, общению с «проблемными детьми», мотивации в развитии речи и интеллекта у детей.
Проводит амбулаторно-поликлинический прием пациентов, диагностику речевых нарушений, исправление недостатков звукопроизношения (при дислалии, дизартрии, ринолалии), коррекцию нарушений речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР), коррекцию нарушений письма и чтения у детей (дисграфия, дислексия), коррекция нарушений темпа и ритма речи (заикание, тахилалия, брадилалия, спотыкание (полтерн); отсутствие речи (алалия).
Врач логопед-дефектолог. Проводит диагностику речевых нарушений, исправление недостатков звукопроизношения, коррекцию нарушений речи, письма и чтения у детей, коррекцию нарушений темпа и ритма речи, консультационную помощь родителям.
Врач логопед, психолог. Занимается диагностикой и коррекцией тяжелых речевых нарушении (дизартрия, алалия, заикание, ринолалия, афазия), связанных с органическим поражением центральной нервной системы. Коррекция звукопроизношения у детей и взрослых. Коррекция дисграфии и дислексии у детей школьного возраста. Проведение логопедического и зондового массажа. Коррекция речевого дыхания, голоса, мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.
Клинический психолог, Нейропсихолог, Логопед-афазиолог. Проводит нейропсихологическую реабилитацию больных с очаговыми поражениями головного мозга после выписки из стационара. Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация детей с ОВЗ от 3 до 18 лет и взрослых. Проводит когнитивно-поведенческую психотерапию детей и взрослых. Социальная реабилитация после психотического приступа. Проводит восстановительное обучение и медико-логопедические исследования состояния, речи и других когнитивных функций (в синдроме речевых расстройств). Составление индивидуальных восстановительных программ с учетом тяжести состояния пациента. при острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК), ЧМТ, после нейрохирургической операции.
Специализируется на диагностики и коррекции речевых нарушений, проведении артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, миофункциональной терапии. Более 8 лет работает с детьми от 3-х лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), по программе «Использование вестибулярных пластинок в практике работы логопеда», автор 2 книг и 2 брошюр, публикуется в журнале «Логопед».